Перейти к проекту "по пути"

Проект «По пути» - это мастер класс по паблик-арту (искусству в публичном пространстве) Уве Йонаса, художника и куратора, руководителя резиденции из Берлина. Всего в мастер-классе приняли участие 19 художников из Екатеринбурга, 17 из которых в последствии реализовали индивидуальные проекты. Перед каждым стояло простое и претенциозное задание: выступить с художественной интервенцией в публичных местах Верх-Исетского района. За две недели участники должны были реализовать проекты, достаточно яркие, чтобы обратить на себя внимание обычных жителей, заставить говорить о них, но которые были бы малобюджетными, либо вообще не требовали денежных затрат.

Мастер-класс начался с трех лекций для всех желающих, первую из которых прочитал Уве (о паблик-арте в Берлине, своём кураторском опыте и художественных проектах), вторую - Норберт Артнер- ещё один приглашённый гость из Австрии. Норберт рассказывал о «Фестивале регионов»- ивенте проходящем один раз в два года в публичных пространствах на территории Верхней Австрии. Норберт, фотограф, специалист в видео-арте, дизайнер, также работал с территорией как документалист, сделал серию фотографий и снял документальный проект о жизни Верх-Исетского района. Последняя из открытых лекций была посвящена паблик-арту Екатеринбурга: выступило сразу четыре лектора. Дарья Костина, куратор музея Букашкина, рассказала о «первых ласточках», о том, когда искусство вышло на улицы Екатеринбурга. Марина Соколовская поделилась воспоминаниями о художественном процессе и проектах, в которых сама принимала участие в начале 2000х. Последними докладчиками были Анна Клец и Андрей Колоколов, арт-директора агентства «Стрит-арт», с рассказом о фестивале уличного искусства «Стенография». Лекции проходили в открытом режиме, и мы были приятно удивлены тому, какой интерес вызвали у рядовых слушателей: если на первую пришло около 50 человек, то к финальной число желающих присоединиться к «попутчикам» выросло в два раза. Также Уве проводил индивидуальное консультирование, в ходе которого обсуждались идеи как с каждым художником отдельно, так и всей командой проекта. Вне консультаций было предусмотрено время для изучения территории района, а также экскурсия, раскрывающая специфику и историю места.

Подготовительная работа велась с 31 августа по 10 сентября, а 11 и 12 проекты были реализованы. Перед художниками стояла задача не только реализовать проект в пространстве района, где зрителями и оппонентами выступили простые, неподготовленные жители, но и придумать, как этот проект презентовать на итоговой выставке, которая открылась 20 сентября в ЦКиИ Верх-Исетский и была рассчитана уже на более искушенную в современном искусстве аудиторию.

Работы по форме выражения разнообразны, как и сами участники. На выставке же были представлены самобытные художественные проекты, отражающие смысл того, что было реализовано в публичном пространстве, либо частичную документацию. К таким работам относится проект «Родина играет» Сергея Лаушкина, который в первый же день вызвал бурную реакцию общественности. Увидев монумент Родины-матери у здания ЦКиИ Верх-Исетский, Сергею показалась интересной её поза, эта волевая вытянутая рука, в которой художник увидел некую кинетику. Сергей предложил переосмыслить монумент, Родину, суровый и скорбящий образ, которой находился на этом месте несколько десятков лет. Но время меняется, меняется и Родина. Мяч же, раскрашенный в цвета российского триколора появляется здесь не случайно (чем может играть Родина, огромный монстр, на письме которого мы со школьной скамьи обозначаем заглавной буквой «Р»? Конечно страной). Одновременно простая и красивая аллегория.

Ещё одна работа, прожившая не долго, это проект Натальи Хохоновой «Перезагрузка». Во время экскурсии, директор ЦКиИ упомянул, что раньше перед «Верх-Исетским» стояла скульптура в виде рабочего и рабочей, которая в конце 70-х была утрачена. Директор также отметил, что руководству хотелось бы занять чем-то пустующий постамент. У Натальи сразу родилась мысль о том, что как всегда найдётся скульптор, или группа скульпторов, с хорошо подвешенным языком, которые сделают заранее морально устаревший монумент. «Перезагрузка»- это белая оболочка, пока не наполненная содержанием, своеобразная одежда гипсовой скульптуры, столь популярной во времена советского союза. Также в проекте можно найти и другие смыслы - так проходящие мимо люди часто думали о том, что это сценический костюм, ожидающий начала нового года в ЦкиИ, ведь сейчас здание находится на реконструкции.

Наверное, самый популярный проект,- это работа Павла Погудина «Точка зрения». Говоря об индивидуальности каждого из участников, Павел занимается анимацией, и в его творческой биографии не один интересный проект, в том числе и работа, выполненная по заказу режиссёра Эмира Кустурицы. В «Точке зрения» Павел применил свои навыки создания 3D-моделей, небольшие композиции разместились на возвышении (кирпичный забор завода, столб на трамвайной остановке). В отдалении зафиксированы подзорные трубы. И тут уже вопрос любопытства, заглянет прохожий в глазок, чтобы увидеть какое направление у этой «Точки зрения» или нет.

Не все проекты так заметны, многие имели перформативный характер («Функция красоты» Екатерины Жариновой, «Сбор рябины» Саши Салтановой, «Избиение цветами» Кирилла Бородина), вновь их увидеть можно было только на выставке, но уже в другой форме. Работу Анатолия Вяткина (автора памятника клавиатуре) «Золотые сны детства» также сложно заметить, находится она во дворе, и представляет собой выкрашенную в золотой цвет бетонную плиту с канализационными люками (место ночёвки людей без определённого места жительства в зимний период), и символичную детскую колыбель, того же цвета. Все когда-то были детьми, и на улице может оказаться каждый – один из смыслов этой работы.

Наряду с проектами, в которых активно задействовались прохожие, такими как «Люби свой дом» Тони и Саши Воробьёвых ( художницы создали уют на остановке, и предлагали всем желающим чай и сушки), «Сувенир» Ани Ситниковой, реализовывались проекты, которые легко считывались жителями района. Среди таких: «Принцесса ВИЗа» Ильи Мозги (плавающий гипертрофированно большой чайный пакетик в акватории Верх-Исетского пруда), «Ветеран домов» Марии Плаксиной, «Глаголы к действию» Юлии Еремеевой, «Ассоль» Сергея Рожина, «Welcome to the Shire» Марии Телегиной, «Бросай» Даши Гофман, «Золотые горы. Мера испорченности» Александра Радтке, ожившие герои разрушившегося монумента, гуляющие по пространству района Стёпы Тропина и Алины Рахматулиной.

Финальным аккордом проекта стал круглый стол на тему «Паблик-арт и комфортное городское пространство», который состоялся непосредственно перед открытием выставки. Кто заказчик городского дизайна, что делает территорию комфортной для проживания, готов ли художник находить общий язык с простым жителем микрорайона? Эти и многие другие вопросы обсудили представители власти, общественные организации, художники и менеджеры в сфере культуры. Берлинским опытом поделился куратор проекта Уве Йонас.