Перейти к проекту "Пол"

«Пол». От куратора.

1 марта в свободном пространстве «4 комнаты» состоялась первая выставка весны, с неоднозначным названием «Пол». Для нас, тех, кто организовал выставку, она явилась не столько вопросом кураторских амбиций, хотя и Евгения Никитина, и Ваш покорный слуга, Артем Антипин пробовали себя в этой роли впервые, сколько испытанием формата, нового, как для фонда «Культурный транзит», так и для Екатеринбурга в целом. Формат - выставка на одну ночь, основная задача которой сблизить художника и зрителя, расширить пространство их взаимодействия.

Блуждая по экспозиции, зритель не встречал нудные и длинные экспликации (пояснения о том, что хотел сказать автор), и быть может, в первые минуты это воспринималось как: «настоящее искусство не требует объяснений и экскурсоводов, всё должно быть понятно и без слов. Или вы не понимаете язык искусства?!», но уже в следующую минуту зритель натыкался на самого художника, с которым мог лично познакомиться, спросить, услышать, дать что-то в ответ. Как это обычно бывает на подобных мероприятиях, насмотревшись актуально-современного искусства, многие зрители стали подозрительно коситься на стулья, пожарные шкафы и прочие технические элементы здания: инвентарь или объект искусства? Что и сыграло на руку Сергею Лаушкину, корифею уральского арта, который был представлен на выставке не только живописными полотнами, но и инсталляциями, встроенными в пространство. Со свойственной ему долей юмора, Сергей создал три инсталляции, идея которых появилась при первом визите в «4 комнаты». Название «Пол» каждый художник понял по-своему, и вообще, об этом прекрасном слове, смысл которого проблематично передать с помощью других языков, мы поговорим ниже. Сергей, услышав название проекта, воспринял пол как «напольное покрытие», «поверхность по которой ходят», и поиграл именно с этим понятием. Зрителю приходилось в прямом смысле «смотреть под ноги». Это «Падаль», расположенная у барной стойки (погнутые алюминевые вилки, которые каждый пытался оттолкнуть от себя, как и задумывал художник, ведь вещь, упавшая на пол зачастую становится никому не нужным мусором, и её охото оттолкнуть от себя, сказав: «это не моё..»). Две другие инсталляции Сергея также несли смысл свой в названии, каламбур в «Скрытии пола», квадратный метр напольного покрытия, скрытый пищевой плёнкой, не тронутый в начале, и разодранный, истоптанный, к закрытию выставки- своеобразная метафора, что что бы мы не скрывали, как бы мы это не хранили, рано или поздно откроется, как и пол под ногами зрителя. В «Превращение невинности в половую единицу» также напрямую задействован пол, белая воздушная материя, растянутая под потолком, символизирующая юность и невинность, с прорезанным отверстием в виде цифры «1», павшей на пол, и превращённой в «половую» (по месту нахождения).

Непосредственно взаимодействовали с названием выставки ее посетители с первых секунд присутствия в «4 комнатах», т.к. с порога участвовали в процессе создания одной из работ. Уличный художник Слава PTRK предложил каждому оставить свой «след в искусстве», позже портрет бомжа, «натоптанный» входящими зрителями, был выставлен в одном из импровизированных залов. А напротив и работа «коллеги по цеху» PTRK Илюхи Мозги - образ Пола Макартни, вырезанный на куске старого линолеума.

Возвращаясь к трактовке названия. Из рабочего «Между мужским и женским» (что было обусловлено временем реализации проекта - между мужским и женским праздниками), заключающего авторов в оковы тематики самоидентификации, взаимоотношений, гендерных стереотипов, название переросло в «Пол», дав тем самым художникам большую свободу высказываний, и к английскому «sex» присоединились «floor» и «half» (пол и половина соответственно). Что касается первого, то были случаи, когда нам приходили отказы художников о сотрудничестве, аргументированные «провокационностью названия». Провокационным был назван и проект молодых екатеринбургских фотографинь Даши Гофман и Любы Кабалиновой «Coming out. Раскрытие», представленный на выставке. Это 6 историй, 6 монохромных портретов (в кругу семьи, со второй половинкой, один на один с объективом) людей, совершивших каминг-аут, с благополучным и неблагополучным исходом (англ. coming out - «раскрытие», «выход» - процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству, результат такого процесса). Проект имел яркую социальную направленность, и, пожалуй, для героев, пришедших на открытие, больше, чем для кого-либо из присутствующих, было важно, состоится ли коммуникация автор-герой-зритель. Сейчас «Раскрытие» получил продолжение, и вскоре будет представлен как бонусная программа большой и серьёзной выставки. А одна из героинь проекта- Евгения Станина представила свою серию фотографий.

Теме гендерной самоидентификации была посвящена ещё одна работа, художника, а также куратора ГЦСИ Владимира Селезнёва. Медитативное видео «Портрет. Мужчина и женщина» обрамлённое в золотой багет. Как произведение искусства, посреди оживлённой улицы, на нас смотрит девушка, которая раньше была мужчиной, она смотрит на нас, мы на неё, а в наушниках строки из песни, звучащей в фильме «Мужчина и женщина»: «Столько радости, достаточно драм – и вот, это долгая история мужчина и женщина созданы замыслом случая».

В продолжении темы видео-работ, в этом же зале, зрители могли познакомиться с московской арт-группой Поп-графика (ПГ), которая, кстати говоря, несмотря на свою 12-ти летнюю карьеру, в Екатеринбурге до этого так и не показывалась. Илья Фальковский, Алексей Каталкин и Борис Спиридонов, входящие в состав группы, создали своеобразный «мультимедийный комикс», в котором фотокадры и графика дополняются видеоизображением с музыкальным рядом. В работе «Пиво, футбол» художники превращают себя в социальных маргиналов, ярых футбольных болельщиков. «Создавая себе имидж «плохих парней», художники рисуют образ сегодняшней России, отличительными чертами которой являются насилие, наркотики и секс» (с). Ну а совсем рядом, абсолютно полярное видео медиахудожницы из Санкт-Петербурга Ольги Павловой. И опять лучше меня скажет другой человек: ««Котики, собачки», можно с одинаковой долей условности назвать макрореализмом, оп-артом и фотоколлажом. Анималистические портреты, охотно становящиеся групповыми, рассыпающиеся на любимую Ольгой флору-фауну и вновь собирающиеся в цельные образы, увлекают в зыбкую психоделику, развивают воображение и тренируют глаз. Что всем этим хочет сказать автор? Ольга предпочитает молчать, противопоставляя сложным авторским концептам красноречивые «мяу», «аф» и «му» своих персонажей», Антон Борисов. Зрители могли насладиться видео к треку, который написал друг Ольги, известный питерский музыкант Александр Белков (группа "Unter Gluck"), а также взять с собой небольшую цитату в виде открытки с принтом фотоколлажа.

Коллажей было много: помимо Ольги в этой технике поработало ещё три художника. Мария Артемьева из города Нягань представила серию коллажей «Дети и птицы»: андрогинные дети из разных стран, с пока слабо проявленными половыми признаками, монохромные, в сопровождении определенной композиции – иллюстрации их мироощущения, педантичные и кропотливые по манере исполнения, хорошо играли на контрасте с коллажами из глянцевых картинок Фёдора Буравлёва. Как говорит сам художник, «взгляды публики отдыхали на сюрреалистическом юморе в коллажах и карикатурах» его же авторства.

Сергей Рожин, уже известный Екатеринбургу по проектам с ГЦСИ, представивший также свои коллажи, пожалуй, почти наверняка получил наибольшее число восторженных отзывов. 36 работ, разделённые по тематике и технике были представлены в разных залах. Это и коллажи, составленные из монохромных фото с активным использованием яркой гуаши, в основном философской тематики отношений («Совесть», «Мой первый раз», «Нестиранные носки»), и теже коллажи с добавлением контрацептивов («Несущие ответственность») или бахил («Смертельная битва»), воспринимаемые уже как арт-объекты. Был и симпровизированный за час до открытия «Памятник тем, кто воспринимает меня таким, какой я есть».

А воспринимать себя, вне зависимости от половой принадлежности, мог каждый, внутри инсталляции Ани Ситниковой и Лены Шубенцевой. Ощутить себя в своеобразном коконе, чреве матери, месте, где ты не зависим от других- мечта каждого жителя мегаполиса.

Теме зависимости от других были посвящены и две видео-работы Татьяны Ахметгалиевой из Санкт-Петербурга, уже известной нашему зрителю по 1-ой уральской индустриальной биеннале современного искусства. Татьяна принципиально не даёт пояснений к этим работам, они ориентированны на личные переживания и ощущения. «Алхимия», появившаяся на свет ещё в 2006 году представляет собой превращение белого листа бумаги в чёрный. Как только человеческие руки прикасаются к нему- процесс запущен. Сильный звуковой ряд, и картинка, отсылающая нас к тому, что лист бумаги - метафора человека, заставляют задуматься. Не менее важен звук и у второй работы: в видео «Рана» мы видим более привычную Татьяну, те материалы, с которыми она, как правило, работает (шерстяные и синтетические нити). Оно опять же метафорично и неизбежно вызывает ассоциации с человеком: белая материя и пульсации под ней в сопровождении звуков напоминающих биение сердца в начале, и жуткий шум проходящего сквозь этой же материи потока алых нитей ближе к середине, что же это, как не повреждение нашей оболочки? Будь то оболочка физическая, или то, что глубже нас, и скрыто от человеческих глаз.

Наталья Хохонова совершенно точно работала с тем, что скрыто от глаз. Очень простая по исполнению световая инсталляция, с использованием рентгеновских снимков и красных нитей, вызвала у зрителей безусловную симпатию и понимание. Слово «любовь» образованное нитями, и «боль», читаемое из различных костей на рентгеновских снимках- это размышления Натальи по поводу того, как эти два чувства связаны между собой. Поговорив с художницей во время выставки, можно было выяснить, что идея появилась после прочтения статьи, в которой говорилось о том, что за боль душевную и боль физическую отвечает один участок мозга, и соответственно с помощью обезбаливающих средств, вроде анальгина, можно с лёгкостью избавиться от боли душевной.

В работах Анатолия Вяткина, не менее известного уральского художника, физического было всё-же больше. Серия полотен, напоминающих наскальную живопись, с изображение архитипичного образа мужчины-охотника, и портрет Саши Грей. Портрет скандально известной авангардистки, как в сексе, так и в музыке, не обошелся без метафор: читаемые фаллические символы и подпись автора из полупрозрачного клея, вызывающего определённые ассоциации, ничуть не смутили саму Сашу, увидевшей собственный портрет с помощью соц.сетей, и сделавшей ретвит на свою официальную страницу в первые часы работы выставки. Экспериментировала с техникой и совсем молодая Мария Плаксина, представившая 4 работы, разительно отличающиеся друг от друга. В одной из них, под названием «Супремат асфальта», Мария использует семена подсолнечника. Чёрный квадрат, уложенный семенами, техника и герои этой работы заставляют нас дешифровать название и искать смысл именно в нём. Традиционная техника рисования по воде в серии «Архитектурный гротески» Марии Саломахиной была несколько переиначена: художница делала отпечатки на акварельную бумагу, а затем редактировала полученное с помощью цветных карандашей.

Переиначивание было и в фотографии. Серия работ Ренаты Касимовой «ин2» представляла собой своеобразный эксперимент, переосмысление и игру с театром теней. Если у Ренаты тень, то у Саши Салтановой, уже успевшей выставиться не только в родном Екатеринбурге, но и в Берлине и Нью-Йорке, много света, причём не нужного. Инсталляция «Выключите свет» - это репродукция картины Брюлова «Последний день Помпеи» и стандартная, всем знакомая настольная лампа. Игра поз героев полотна, расположения лампы, и названия – в этом секрет работы. Не зря говорят, что художник - это тот, кто замечает то, чего другие пока не видят. В контексте последней работы пора заканчивать и «тушить свет», и говоря о видит/не видит, какое же это приятное, садистское чувство наблюдать за зрителем, внутри которого решается вопрос о том, считать это искусством, или не считать.

Не искусствовед Артём Антипин